Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья – итоги настоящего, перспективы будущего.
Сегодня на площадке государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования» мы провели совещание по теме: «Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья – итоги настоящего, перспективы будущего». Приветственное слово сказал Емельянов Николай Петрович, заместитель Председателя Правительства Ленинградской области.
С докладами выступили: Селезнева Галина Викторовна, начальник отдела защиты прав детей Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области;Алексеева Анастасия Юрьевна, директор государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Ленинградский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»; Туганова Ольга Сергеевна, учитель-методист ресурсного класса муниципального образовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «Центр образования Кудрово» Всеволожский район Ленинградской области; Тюкина Екатерина Александровна, исполнительный вице-президент Федерации адаптивного тхэквондо г. Санкт-Петербург, мастер спорта России по тхэквондо. С заключительным словом выступила Ковальчук Ольга Владимировна, ректор государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования».
В Ленинградской области, как и в целом по Российской Федерации, увеличивается число детей с особенностями развитии. Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в образовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования.
По оценкам комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, в 2023 году доступность образования детей с ОВЗ и инвалидностью в регионе составляла 100%.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют особые образовательные потребности. Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК). Уполномоченным по правам ребенка совместно с «Ленинградским областным центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», ведется ежегодный мониторинг организации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью. В 2023 году количество детей, прошедших обследование на ПМПК и имеющих ограничения в физическом и психическом здоровье, составило 27 966 (+826) чел., из них дети с инвалидностью – 1731 (-556) чел., что составляет 6,2% от общего количества детей с ОВЗ.
В 2023 году в сравнении с аналогичным периодом 2022 года, численность детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, увеличилась на 3,0%; численность обследованных детей с ОВЗ, имеющих инвалидность уменьшилась на 17,2%.
Из общего количества детей, обследованных на ПМПК, численность детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) составила 258 чел. (0,9% от общего числа обследованных детей), численность детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет) составила 14500 чел. (51,9% от общего числа обследованных детей); численность детей школьного возраста (от 8 до 18 лет) составила 13208 чел.(47,2% от общего числа обследованных детей).
Анализ результатов обследований 2023 года, в сравнении с 2022 годом, выявил рост числа детей:
- с задержкой психического развития на 9,5%,
- с тяжелыми нарушениями речи на 0,1%,
- с легкой умственной отсталостью в 3,2 раза
- с умеренной умственной отсталостью в 2,3 раза,
- слабовидящих на 1,9%,
- слепых в 2 раза,
- глухих на 11,1%
В январе 2022 года вопрос развития инклюзивного образования и открытия ресурсных классов обсуждался на XVIII Всероссийском съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.
В феврале 2022 года в Правительстве Ленинградской области состоялось совещание: «Защита прав и законных интересов детей с ОВЗ и инвалидностью на образование и оказание паллиативной помощи». На совещании обсуждался вопрос создания ресурсных классов для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в школах Всеволожского района Ленинградской области, а также оказание паллиативной помощи детям с инвалидностью.
В 2022-2023 учебном году года на базе МОБУ «СОШ «Центр образования «Кудрово» открылся первый в регионе ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра. В 2023-2024 году открылся ресурсный класс на базе МОБУ «СОШ Муринский ЦО 4». Ресурсный класс обеспечивает право на образование любому ребенку и позволяет организовать обучение каждого ребенка с ОВЗ и инвалидностью в наиболее благоприятной для него среде в соответствии с его особыми образовательными потребностями и возможностями. Ресурсный класс – это технология, которая позволяет работать с ребенком с разными нозологиями. Вместе с тем, необходима целевая организация работы родителей с ребенком дома, которая помогает социальной адаптации ребенка с РАС.
В апреле 2024 года в г. Сургуте состоялся II Всероссийский Форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребёнка».Участниками форума обсуждались вопросы, связанные с непрерывностью инклюзивного образования, разработкой программ социализации, адаптации и обучения, основанных на осознанном подходе к самоопределению, самоидентификации и самореализации каждого ребенка на всех этапах их развития. На форуме также были представлены результаты национального исследования удовлетворенности семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. Основная цель форума — создание инклюзивной среды, где каждый ребенок может достичь своего потенциала и успешно развиваться.