
О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся
21 мая 2020 года Президент РФ Владимир Путин внес в Государственную Думу Российской Федерации законопроект об организации воспитательного процесса в системе образования.
Ранее, Государственная Дума во втором чтении приняла законопроект о поправках в Конституцию РФ. В статье 67.1 законопроекта говорится, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России».
Статья 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, органов государственной власти и органов местного самоуправления:
- Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
- Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Однако полемика «об ответственности и праве воспитывать детей», остается актуальной для современного общества. Вопросом «кто должен иметь первенство, когда родители и государство не согласны по вопросам содержания, методов и целей воспитания» задаются родители (законные представители) детей, педагоги, государственные деятели, законодатели и общественность.
За последнее десятилетие государством успешно осуществляется политика повышения качества образования учащихся российских школьников.
Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования. В Концепции подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и в их гражданственности, правового самосознания, российской идентичности, духовности, способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.
12 декабря 2012 года, Президент Российской Федерации Владимир Путин, выступая с Посланием к Федеральному собранию, сказал: «Качественное обучение без воспитания невозможно». «Система образования должна строиться вокруг сильного одарённого учителя», - подчеркнул Владимир Путин.
Уполномоченный по правам ребенка в Ленинградской области считает, что внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части, касающейся вопросов воспитания обучающихся, является логичной и своевременной инициативой в развитии системы современного образования, выстраивания приоритетов и полномочий в воспитании детей.
Законопроект об организации воспитательного процесса в системе образования позволит осуществить приоритетные задачи Российской Федерации в сфере воспитания детей: развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные гражданские и духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины, укрепит общественное согласие и солидарность в вопросах воспитания детей.