Уполномоченный по правам ребенка в Ленинградской области

официальный сайт

Образование

Основные вопросы:

 

Детские сады

 

Школы

 

Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

 

Законодательство:

 

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 

Закон Ленинградской области от 24 февраля 2014 года №6-оз «Об образовании в Ленинградской области»

 

Полезные ссылки:

 

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

http://edu.lenobl.ru/

 

Портал «Образование Ленинградской области» - запись в детский сад, школу

https://obr.lenreg.ru/


 

Детские сады

Что делать, куда идти жаловаться, если ребенку не дают место в детском саду?

Почему номер ребенка в электронной очереди может измениться? Многие родители не понимают, почему срок поступления ребенка отодвигается на более поздний срок.

Предусмотрена ли компенсация за непредоставление места в дошкольной образовательной организации?

Есть ли альтернативные формы обучения и что они из себя представляют?

 


 

Согласно ч.3 ст.5 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в Российской Федерации гарантируется право на общедоступность и бесплатность образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

В настоящее время,  органами  местного самоуправления,  для реализации своих полномочий по решению организационных вопросов предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования детям в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, введен нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных организаций (детские сады)  «Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории МО».

Отсутствие «свободных мест» в дошкольных образовательных организациях, не является правовым основанием для отказа в доступе к дошкольному образованию и является обязательством органов местного самоуправления в предоставлении общедоступного бесплатного дошкольного образования для любого конкретного ребенка, находящегося на учете для направления в детский сад.

В условиях активного демографического роста напряженность с очередностью в дошкольные образовательные организации не ослабевает. Особенно остро эта проблема стоит во Всеволожском районе.

 

Мы живём во Всеволожском районе. Что делать, куда идти жаловаться, если ребенку не дают место в детском саду?

Если Ваш ребенок состоит на учёте в системе АИС ЭДС для зачисления в дошкольную организацию, при этом после достижении возраста 3-х лет ему не было предоставлено места в детском саду, Вы можете обратиться с письменным обращением в Комитет образования Всеволожского района, далее с соответствующим заявлением в адрес главы Администрации Всеволожского района. Если Ваши действия не привели к желаемому результату, имея на руках письменный ответ, Вы вправе обратиться в прокуратуру района или суд.

* Согласно ст. 218 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

 

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА

Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район»

http://komitet.vsevcit.ru/doshkolnoe-obrazovanie/

Телефон «горячей линии» по вопросам приема в дошкольные образовательные организации «Всеволожского муниципального района» Ленинградской области: 8 (81370) 57-036

График работы телефона «горячей линии»:

Понедельник – среда – с 9.00 до 13.00 и с 14.00 до 18.00

Четверг - специалисты работают на выезде.

Пятница – с 9.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00

Электронная приемная Комитета по образованию: vsevcom@vsevcom.ru

 

С полным текстом Административного регламента Вы можете ознакомиться здесь.

 

Почему номер ребенка в электронной очереди может измениться? Многие родители не понимают, почему срок поступления ребенка отодвигается на более поздний срок.

Статус  заявок детей, состоящих на учете в системе АИС ЭДС на портале Ленинградское образование (http://obr.lenreg.ru) отображается в режиме реального времени каждый день.

Изменение учетного номера ребенка по зачислению в дошкольную организацию происходит в следующих случаях:

- на учет становятся дети из семей льготных категорий, которые имеют право на внеочередное (первоочередное) зачисление в дошкольную организацию (Меры социальной поддержки таких семей в соответствии с действующим федеральным законодательством указаны в п.1.9 Административного регламента  от 24.03.2015 года № 937),  размещенном на официальном сайте администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области vsevreg.ru в разделе «документы» подраздел «постановления»);

- внесение в АИС ЭДС дополнительных пожеланий родителей в раздел «Желаемые учреждения». При внесении родителями дополнительного учреждения для зачисления ребенка в АИС ЭДС сохраняется первичная дата постановки ребенка на учет.

- комплектование образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на учебный год закончилось и дети, стоящие в очереди в АИС ЭДС для зачисления в образовательную организацию переводятся из режима планового комплектования в режим текущего комплектования с датой предполагаемого зачисления 01  сентября следующего учебного года.

В соответствии с Административным регламентом доукомплектование дошкольных образовательных учреждений проводится в течение учебного года в формате «текущее комплектование», согласно электронной очереди при условии высвобождения мест.

При этом дата желаемого зачисления не влияет на получение места в дошкольном образовательном учреждении.

 

Предусмотрена ли компенсация за непредоставление места в дошкольной образовательной организации?

 

На сегодняшний день законодательством РФ, не предусмотрена компенсация родителям за не предоставление ребенку места в дошкольном образовательном учреждении.

Постановлением администрации  МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 07.07.2016 года № 1504 утвержден Порядок дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в форме ежемесячных выплат.

В данный момент сумма компенсации составляет 8 350 рублей.

Ежемесячные выплаты осуществляются следующим категориям граждан, которые совместно с ребенком (детьми) постоянно зарегистрированы на территории Всеволожского района Ленинградской области, и ребенок (дети) которых состоит на учете в автоматизированной информационной системе «Электронный детский сад» для зачисления в муниципальные образовательные учреждения Всеволожского муниципального района Ленинградской области, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования:

- одинокий родитель - родитель ребенка (детей) дошкольного возраста (в возрасте от 3-х до 7-ми лет) в свидетельстве о рождении которого отсутствует имя и фамилия второго родителя (или имя и фамилия второго родителя записаны со слов);

- вдовы (вдовцы) - родитель ребенка (детей) дошкольного возраста (в возрасте от 3-х до 7-ми лет;

-граждане, являющиеся опекунами – законный представитель, осуществляющий опеку над ребенком (детьми) дошкольного возраста (в возрасте от 3-х до 7-ми лет);

- многодетные родители – родитель ребенка (детей) дошкольного возраста (в возрасте от 3-х до 7-ми лет), который имеет трех и более несовершеннолетних детей.

 

Для получения данной выплаты Вам необходимо представить следующие документы:

-  паспорт, копию паспорта Заявителя;

- свидетельство о рождении ребенка, копию свидетельства о рождении ребенка, в интересах которого выступает Заявитель;

- документы, подтверждающие постоянную регистрацию Заявителя и ребенка, в интересах которого выступает Заявитель, на территории Всеволожского района Ленинградской области (форма № 9, форма № 8);

- копию документа, подтверждающего отношение к одной из категорий, а именно:

 - одинокий родитель - справку по Форме 25 (в случае записи имени и фамилии второго родителя со слов Заявителя);

- вдова (вдовец)- свидетельство о смерти второго родителя;

- опекун - постановление (иной нормативно-правовой акт) об установлении опеки;

- многодетный родитель - удостоверение многодетной матери (отца) или свидетельства о рождении несовершеннолетних детей;

  - реквизиты счета, открытого на имя Заявителя в кредитном учреждении для перечисления ежемесячных денежных выплат.

 

Прием заявлений о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки осуществляется в Комитете по образованию администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, расположенном по адресу: 188641, Ленинградская область, г.Всеволожск, 1-ая линия, дом 38.

График приема заявлений о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки:

Пятница с 9.00 до 13.00 и с 14.00 до 16.00

 

Есть ли альтернативные формы обучения и что они из себя представляют?

В соответствии с п. 4.3.3.2 Административного регламента после того, как на все вакантные места в группах полного дня в образовательной организации выданы направления, заявителям, стоящим следующими в очереди формируется альтернативное предложение (предложение о предоставлении альтернативной формы обучения): предложение о направлении ребенка в другую образовательную организацию, не указанную в заявлении и расположенную на территории Всеволожского муниципального района, в которой имеются свободные места в группах полного дня возрастной категории ребенка заявителя (далее - альтернативная организация). При отсутствии вакантных мест в группах полного дня в альтернативных организациях, формируется альтернативное предложение о направлении ребенка заявителя в группу кратковременного пребывания в заявленные образовательные организации.

 


ШКОЛЫ

Куда следует жаловаться в случае неправомерного поведения учителя в отношении моего ребенка?

Возможно ли рассмотреть вопрос о введении 5-дневной формы обучения в школах?

Является ли школьная форма обязательной при посещении учебного заведения?


 

Куда следует жаловаться в случае неправомерного поведения учителя в отношении моего ребенка?

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.20012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) родители имеют право защищать права своих детей всеми способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации (ст.45 Закона).

При конфликтной ситуации родители должны помнить, что первым шагом должно быть разбирательство в стенах учебного заведения. Можно написать письменную жалобу на имя директора школы. Директор школы должен ответить на эту жалобу в течение 30 дней со дня регистрации у секретаря (ст.12 ФЗ № 59-ФЗ от 2.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»). В Законе указано, что родители имеют право направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Еще одним способом разрешения конфликта в школе будет создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (статья 7 Федерального закона № 273-ФЗ), куда родители также вправе обратиться в случае нарушения права их ребенка на получение общего образования.

Возможно ли рассмотреть вопрос о введении 5-дневной формы обучения в школах?

 

В соответствии со статьей 28 Федерального закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности (частью 2 статьи 30 Федерального закона), в том числе регламентирующие режим занятий обучающихся.

В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 44 Федерального закона учащиеся и их родители (законные представители) имеют право принимать участие в управлении школой через деятельность органов школьного самоуправления (управляющего совета, педагогического совета, совета учащихся, совета родителей (законных представителей)), в форме определяемой уставом этой организации. Участники образовательных отношений вправе поднять вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности, перед педагогами и администрацией образовательной организации.

Учитывая изложенное, решение о переходе на пятидневную (или шестидневную) учебную неделю каждая образовательная организация принимает самостоятельно при участии управляющего совета, педагогического совета, совета учащихся, совета родителей (законных представителей), а также с учётом специфики основной образовательной программы образовательной организации, объёма учебного плана образовательной программы и проектной мощности здания образовательной организации.

 

Является ли школьная форма обязательной при посещении учебного заведения?

 

С момента как ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон) дал образовательным организациям возможность устанавливать требования к одежде школьника (цвету, виду, размеру, фасону, знакам отличия и т. д.), вопросов относительно необходимости школьной формы стало еще больше.

С правовой точки зрения, если образовательная организация ввела школьную форму, то она является необходимым условием посещения школы. Обязанность учащегося — выполнять Устав образовательной организации и требования локальных актов, например, ношение школьной формы (ст. 43 Закона). Каждый родитель, который отдает ребенка в 1 класс, должен ознакомиться с Уставом образовательного учреждения под роспись. Если Устав содержит пункт о том, что в школе форма обязательна, то все обучающиеся, как участники образовательного процесса, обязаны выполнять требования школы — носить форму.

В ситуации, когда ученик пришел в школу без формы — он нарушил требования Устава образовательного учреждения. Данная ситуация не должна повлечь за собой такую меру как отстранение от учебы. Это связано с тем, что каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Нарушения Устава образовательного учреждения могут привести к дисциплинарным взысканиям. Чаще всего в школьной практике с учеником или его родителями достаточно провести беседу, чтобы внешний вид ученика соответствовал требования школьного этикета.

Здесь стоит отметить, что школа должна принять локальный акт, с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей и представительного органа работников школы, учащихся. Введение требований к одежде должно приниматься решением всех участников образовательного процесса.

 

Кто определяет, какую форму должны носить дети?

 

Данный вопрос относится к компетенции образовательной организации, которая устанавливает виды одежды (спортивная, парадная, повседневная). Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки школы, класса в виде эмблем, галстуков, значков. Школа может порекомендовать купить одежду определенного фасона или цветовой гаммы, но не имеет право требовать купить форму в конкретном магазине, указав определенного производителя.

 

Постановление Правительства Ленинградской области от 6 августа 2013 года № 241» Об установлении на территории Ленинградской области Единых требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (с изменениями на 27 июня 2016 года)»

 

Рекомендации Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Ленинградской области (скачать)

 


 


Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов


 

Сегодня в России создается такая система, которая обеспечивает равные условия реализации права на получение доступного качественного образования для любого ребенка. В том числе для детей с инвалидностью и особыми образовательными потребностями. Важной частью этой работы является внедрение системы инклюзивного образования, когда дети с различными формами инвалидности учатся вместе со здоровыми детьми.

 

Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в постоянном внимании со стороны психологов, врачей и педагогов. Их обучение и воспитание, безусловно, требуют особых условий и навыков со стороны учителей. Поэтому в помощь учителям, работающим с такими детьми, разработаны адаптированные образовательные и коррекционно-развивающие программы. Они помогают помочь в социализации ребенка и его максимальной адаптации к социуму. В конечном итоге, специальные образовательные программы призваны помочь детям с особыми потребностями научиться способности жить и обеспечивать себя самостоятельно.

В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Законе об образовании  понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии (далее – комиссия), утвержденным приказом Минобрнауки России от 10 сентября 2013 г. № 1082 представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

В заключении комиссии указываются:

  • обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
  • рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

 

О заключениях ПМПК и ИПР по созданию специальных условий образования инвалидов и лиц с ОВЗ

 

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.

Частью 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В связи с тем, что в настоящее время отсутствует исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, Минобрнауки России считает целесообразным рекомендовать ПМПК принимать решения по выдаче заключений самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития (письмо Минобрнауки России от 9 апреля 2014 г. № НТ-392/07).

Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.

Согласно приказу Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями» в целях координации действий при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности для решения задач, в том числе, в части разработки оптимальных для детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации (далее – ИПР) руководителям федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы рекомендуется направлять запросы о предоставлении сведений из протоколов и заключений ПМПК, приглашать для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя ПМПК с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПР ребенка-инвалида.

Согласно части 3 статьи 79 Закона об образовании под специальными условиями для получения образования обучающимися ОВЗ в Законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В соответствии со статьей 79 Закона об образовании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов – в соответствии с ИПР инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в образовательных организациях, как в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (СКОУ), в отдельных классах, группах (коррекционных классах, группах), так и совместно с другими обучающимися.

Вопрос об определении формы и степени интеграции, инклюзии ребенка с ОВЗ в образовательную среду определяется рекомендациями ПМПК, исходя, прежде всего, из особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья при непосредственном участии его родителей (законных представителей) в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Организация ГИА для участников с ограниченными возможностями здоровья

Вверх

Тематический каталог

Закрыть